c 11 ноября 2016 по 26 марта 2017 | Санкт-Петербург |
11
ноября в 17 часов в Музее-институте семьи Рерихов (С.-Петербург, В.О.,
18-я л., д. 1) состоится открытие выставки «Три радости», посвященной
одноименному произведению Н.К. Рериха. В 2016 году исполняется 100
лет с момента создания Н. К. Рерихом картины «Три радости». Картина
написана в самый разгар Первой мировой войны и имеет аллегорическое
значение. Художник пишет её как молитву о будущем России и о судьбе
воинов, сражающихся за это будущее.
В 1916 году Николай Рерих в
связи с ухудшением здоровья покидает Россию. Картина «Три радости» стала
одной из последних, написанных художником на родине. Замысел выставки -
раскрыть образный и философский смысл картины «Три радости», используя
другие произведения Н.К. Рериха этого же периода. Среди представленных
на выставке картин: «Вестник», «Баян», «Борис и Глеб», «Дозор», «Илья
Пророк», «Весна священная» и другие программные произведения Н. К.
Рериха из собрания Государственного Русского музея и частных коллекций.
Картины
Рериха сочетаются с произведениями русского религиозного творчества
XVII – XX веков из собрания Государственного музея истории религии.
Важным дополнением темы являются инсталляции земледельческих и
скотоводческих обрядов с использованием этнографических предметов
(одежды, орудий труда и т.д.), предоставленных на выставку Белгородским
музеем народной культуры.
В основе сюжета картины лежит народное
предание о счастливом хозяине, где святые спускаются на землю, чтобы
помочь людям в их повседневном труде. «Хожалый гусляр повещает
поселянину о трёх радостях. Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Николай
Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает», – пишет Н. К.
Рерих о своей картине. С точки зрения художника истинные радости
русского крестьянина – в плодотворном повседневном труде, который
освящён покровительством особо почитаемых в народе святых. Образы
Святителей (как их называют в русских духовных стихах) написаны Рерихом с
позиций народного православия. Это подлинные народные помощники,
ежедневно трудящиеся вместе с крестьянином, "отвечающие" за определённые
области крестьянского труда, что зафиксировано в народном календаре.
Картину
можно считать художественным исследованием традиционной религиозной
культуры восточных славян, в котором Рериху удалось образными средствами
отобразить сочетание церковной традиции с языческими верованиями, то
особое «двоеверие», которое составляло основу жизни русского общества
вплоть до середины XX века.
Выставка будет работать до 26 марта 2017 года.http://www.museum.ru/N64073
Комментариев нет:
Отправить комментарий