понедельник, 24 сентября 2018 г.

Далай-лама: мысли о счастье и ответственности



 Главная идея:
«Чтобы построить более счастливый, более мирный мир, нужно начинать с себя. Перемены начинаются с отдельных людей и постепенно охватывают все общество».
«Доброе утро, дорогие братья и сестры. Я всегда подчеркиваю, что все семь миллиардов жителей нашей планеты эмоционально, ментально и физически одинаковы. Мы все хотим прожить счастливую жизнь и не желаем страданий. Мы наделены удивительным мозгом, бесценным инструментом для анализа и исследования реальности. Наш интеллект способен как подарить нам покой ума, так и разрушить его. Постигая нравственные принципы с опорой на свои интеллектуальные способности, мы учимся взращивать душевную теплоту и бесконечный альтруизм.
Согласно данным научных исследований, по природе своей человек склонен к состраданию. Нас всех родили матери, которые растили нас с нежностью и любовью. Если бы наши матери не заботились о нас, вряд ли бы мы выжили.
Гнев и страх расшатывают нашу иммунную систему, а душевная теплота дарит покой ума. Поэтому, точно так же, как мы обучаем детей правилам физической гигиены, им нужно прививать гигиену эмоций. Если мы хотим, чтобы они были здоровы и телесно, и душевно, им нужно знать, как обуздывать разрушительные эмоции и поддерживать покой ума. А чтобы успешно управлять своими эмоциями, нам нужна карта эмоций, карта сознания.
Эти знания собрали практикующие Древней Индии благодаря медитациям однонаправленного сосредоточения (шаматхи) и прозрения в суть вещей (випашьяны). Будда выполнял обе эти практики, и хотя они описаны в религиозной литературе, их можно изучать и применять в академическом ключе.
Я сам изучаю эти древние индийские знания, сохранившиеся в традиции монастырского университета Наланда, в которой огромный упор делается на логике и обосновании. Великий учитель Наланды Шантаракшита, прибывший в 8-м веке в Тибет по приглашению тибетского царя, учредил там традицию буддийского обучения и практики, неотъемлемой чертой которых стало логическое обоснование.
Когда я поселился в Индии, у меня появилась возможность встречаться и вести обсуждения с учеными. Меня вдохновлял совет Будды не принимать его слов только из слепой веры, а исследовать их, опираясь на логическое обоснование. В результате диалог, который мы ведем с современными учеными уже более 30 лет, приносит огромную пользу обеим сторонам».


«Мы обладаем интеллектом, – ответил Его Святейшество, – и в нас с самого рождения заложено семечко сострадания. Опираясь на обоснование и интеллектуальные способности, мы можем развивать это природное сострадание и осознать, что его противоположность, гнев, наносит большой урон. Наш естественный инстинкт сострадания замутнен привязанностью. Подобное предвзятое отношение нельзя преобразовать в великое сострадание. Именно поэтому сначала нам нужно развить равностность. Мы можем научиться распространять любящую доброту на все человечество.
Очень важно ясно понять, что и сострадание, и гнев возникают в нашем сознании и относятся к сфере ментального сознания. Некоторые виды сознания зависят от органов чувств. Когда мы спим и видим сны, органы чувств отключаются, и сознание несколько тоньше. В состоянии глубокого сна сознание еще тоньше, а самое тонкое сознание проявляется в процессе умирания и не имеет отношения к мозгу».

«В начале 20-го столетия ученые полагали, что сознание – не что иное, как функция головного мозга, – продолжил Его Святейшество. – К концу прошлого века открыли свойство нейропластичности, показавшее, что изменения в мозге могут происходить под действием изменений»



Гейдельберг, 20 сентября 2018 года
https://ru.dalailama.com/news/2018/happiness-and-responsibility

Комментариев нет:

Отправить комментарий